ДЮЦ Гелиос
Муниципальное бюджетное образовательной учреждение
дополнительного образования детей
Детско-юношеский центр «Гелиос»
г.Ковров, Владимирская область
Версия для слабовидящих
 
ДЮЦ   «Гелиос»
Главная
Сведения об образовательной организации Наши достижения
Наш опыт
Служба психолога
Детская общественная организация «Детский Парламент»
Фотогалерея
Гостевая книга
Закупки
Социальный паспорт ДЮЦ «Гелиос»
Публичный доклад руководителя
Отчеты о деятельности ДЮЦ «Гелиос»

Служба психолога

НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

     Юркевич Светлана Владимировна  имеет высшее психологическое образование (МПСУ). Стаж работы 32 года. Имеет высшую квалификационную категорию. Занимает должность педагога – психолога ДЮЦ «Гелиос». За  активную и плодотворную работу по воспитанию подрастающего поколения и творческий подход к делу неоднократно награждалась Почетными грамотами и Благодарственными письмами от Администрации г. Коврова, Управления образования г. Коврова и  Администрации ДЮЦ  «Гелиос».

            Елисеева Ирина Владимировна имеет высшее психолого-педагогическое  образование (ВГПУ). Стаж работы 17 лет. Занимает должность педагога – психолога ДЮЦ «Гелиос», имеет первую квалификационную категорию.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Социально – психологическая служба муниципального учреждения дополнительного образования Дюц “Гелиос”  была  создана  в 2000г. для психодиагностики раннего проявления антиобщественного поведения, оказания помощи детским клубам по месту жительства и семьям в воспитании, устранении причин социальной и психологической дезадаптации, оказании методической поддержки и практической помощи педагогическим работникам.

На данный момент цель работы  социально-психологической службы -  создание условий  для комплексной социально-психологической помощи и поддержки воспитанникам, посещающим детские клубы по месту жительства и их семьям; оказание методической и практической  помощи педагогам в организации  педагогического процесса.

Социально-психологическая служба строит свою работу по утвержденному плану и в соответствии с основными направлениями: психодиагностка, психокоррекция, психопрофилактика, психоконсультирование, психопросвещение.

Деятельность социально-психологической службы является психологическим сопровождением образовательно-воспитательного процесса в детских клубах по месту жительства ДЮЦ «Гелиос». Специалисты СПС активно работают по программам: «Школа для родителей», «Познай себя и других», «Я и мой эмоциональный мир», «Давай поиграем», «В поисках своего призвания», «Мир моей семьи», «Путь к себе», «Я сам строю свою жизнь», «Восхождение» и др.  А  также  принимают активное  участие в реализации проекта комплексной программы «РОСТ» по созданию единого воспитательного пространства в микрорайоне.

Педагоги – психологи участвует в разработках и реализации социальных программ и проектов ДЮЦ «Гелиос», направленных на развитие социальных инициатив, профилактику отклоняющегося поведения в подростково-молодежной среде, интеграцию и успешную социализацию воспитанников Центра.

         В связи с приоритетными задачами государственной политики по профилактике наркотической, алкогольной, табачной и других зависимостей среди детей,  подростков и молодежи в ДЮЦ «Гелиос» проводится целенаправленная и систематическая работа.  На протяжении всего учебного года специалистами СПС осуществляется комплексное социально-психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. А именно: организуются индивидуальные и групповые консультации, тренинговые, коррекционно-развивающие занятия, мастер-классы, беседы, ток-шоу для детей, подростков, их родителей и педагогов, проводится диагностическая и  психопросветительская работа. Активная профилактическая работа ведется  и в каникулярный период, когда каждый детский клуб становится площадкой городского оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием, где ежегодно отдыхает более 250 детей и подростков.       Одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества является злоупотребление психоактивными веществами. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ.         Поэтому актуальной становится проведение  профилактической  работы с категорией детей младшего и среднего школьного возраста.      В этом возрасте ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего состояния и поведения и поведения других людей. Именно это позволит осуществлять профилактическую работу по  употреблению ПАВ достаточно эффективно.  

          Оптимизации профилактической работы по данному направлению способствовало участие в конкурсе  проектов некоммерческих организаций на получение грантов по профилактике наркомании, алкогольной, табачной и иных зависимостей, ВИЧ/СПИДа, пропаганде здорового образа жизни среди молодежи.

В 2013 году проект, разработанный специалистами  СПС, «Игры, в которые не должны играть дети» выиграл гранд  III степени областного конкурса проектов. Его реализация проходила в 3 этапа, в которых были  использованы различные формы работы: тесты, анкетирование, беседы, лекторий, круглый стол, полипозиционные ролевые дискуссии, ток-шоу, ролевые игры, тренинговые занятия, коллективно-творческие дела (КТД), конкурсы.        

         Согласно предварительному анализу результатов реализации проекта «Игры, в которые не должны играть дети», у детей и подростков нашего центра наблюдается процесс формирования адекватной самооценки и  развития базовых социальных навыков. У участников проекта развивается способность анализировать как свое состояние и поведение, так и поведение других людей и, таким образом грамотно выстраивать свои отношения с социумом. Нашим воспитанникам становится  легче сказать «нет» соблазнам и уговорам и тем самым сохранить свое физическое и психическое здоровье.

В 2014 году специалистами СПС был разработан проект «Энергия, ведущая в никуда…»,  который так же выиграл гранд III степени конкурса проектов некоммерческих организаций по профилактике наркомании, алкогольной, табачной и иных зависимостей, ВИЧ/СПИДа, пропаганде здорового образа жизни среди молодежи. Педагоги ДЮЦ «Гелиос» и специалисты СПС  предполагают успешную реализацию цели проекта за счет: развитой системы воспитательно-образовательного процесса в 13 детских клубах по месту жительства  ДЮЦ «Гелиос», на базе которых реализуется проект; материально-технической базы; квалифицированного  педагогического коллектива; наличия наработанных психолого-педагогических технологий.

Кроме того, ДЮЦ «Гелиос» тесно взаимодействует с Комитетом  по культуре, туризму, молодежной политике, семье и детству администрации г. Коврова, с учреждениями   культуры   и   спорта,   молодежными   общественными организациями, СОШ и СМИ, центром Медицинской профилактики, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г.Ковров.

         Все это, по нашему мнению, поможет привлечь внимание детей, подростков и их родителей к актуальной проблеме,  с целью предупреждения  пагубного пристрастия.  

КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА

            Часто можно наблюдать, как на детских площадках мамы или папы бурно выражают эмоции, высказывая одобрение деятельности ребенка. Построил куличик – «молодец!». Забрался на горку – «молодец!». Скатился с горки – «молодец!» и бурные аплодисменты.

            Такое поведение хорошо выдает родителей – сторонников теории «хвалите чаще и больше, и тогда ребенка в жизни ждет успех», которая часто встречается в популярной литературе по детской психологии. Порой сказывается и отсутствие или недостаток похвалы у самих родителей в детстве и они, захваливая своего ребенка, пытаются возместить этот ущерб.
            Для начала каждому родителю следует разделить понятия – похвала, поддержка, одобрение, ласка и безусловное принятие. Все это взаимосвязанные вещи, но отнюдь не одно и то же. И нет надобности объяснять, что слово «молодец» не способно заменить слова «люблю», «понимаю», «радуюсь», «вижу». А, к сожалению, иногда заменяет.
            Существуют негативные стороны чрезмерной похвалы.
Ребенок подсаживается на похвалу
            Когда мы слишком часто высказываем нашу оценку действиям ребенка («хорошо», «молодец», «правильно»), он привыкает ориентироваться только на нее. Ребенок ждет нашей реакции, при этом не обращает внимания на собственное отношение к своим успехам. Более того, становясь старше, ребенок все больше и больше будет испытывать потребность в постоянном одобрении своих поступков. Так постепенно формируется болезненная зависимость от мнения окружающих, которая проецируется и во взрослую жизнь. О том, что чрезмерная похвала становится зависимостью, пишет и Юлия Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?»
            Дети теряют интерес к процессу
            Их теперь интересует только результат, одобренный родителями. Привыкшие получать награду или одобрение за свои поступки, дети перестают делать что-либо ради самого дела. Они рисуют только для того, чтобы показать рисунок родным и услышать слова восхищения. А эмпатические качества – доброту, щедрость, заботу, сочувствие проявляют только для того, чтобы получить одобрение – «какой хороший и добрый мальчик!»
            Похвала становится средством манипуляции ребенком
            Используя слова «молодец», «здорово», «отлично» родители стремятся подкреплять положительные действия ребенка. Зная об этом или нет, мы применяем на практике метод позитивного подкрепления, основанный на теории, американского психолога-бихевиориста Б.Скиннера. В популярной литературе этот метод хорошо описан в книге Карен Прайор «Не рычите на собаку!» Смысл позитивного подкрепления заключается в том, чтобы после каждого положительного поступка поощрять объект нашего воздействия, пусть то будет ребенок, муж или собака. Т.е. когда кот точит когти в нужном месте, мы тут же его хвалим или даем лакомство, и в будущем это действие начинает ассоциироваться у животного с приятными последствиями, и происходит закрепление правильного поведения. Таким образом, метод положительного подкрепления работает и в отношении людей.
            Проблема заключается в том, что зачастую мы, взрослые, не отдаем себе отчета, разумно ли ожидать определенного действия от маленького ребенка. Например, за то, что ребенок бегает в помещении – мы одернем его, а за то, что тихо сидит на стуле – похвалим. Но, задумываемся ли мы о том, как же сложно малышу усидеть на месте, как это неестественно для него и возможно даже мучительно. Большинство детей готовы идти на любые жертвы лишь бы завоевать одобрение со стороны родителей. Тогда в голове малыша возникает некоторое противоречие – «это желаемое, но не одобрено, а значит плохо», хотя объективно ничего плохого в этом может и не быть.
Дети перестают радоваться своим успехам
            Когда в момент успеха ребенка мы в ту же секунду радостно вскрикиваем «Умница!», мы лишаем ребенка возможности самому проявить радость за свой успех, как бы отнимаем у него эту прерогативу. Тем самым мы обесцениваем его мнение. И чем чаще это происходит, тем реже ребенок испытывает потребность в желании поделиться своей радостью. А зачем? Ведь рядом всегда найдутся те, кто сделает это за него. И в тот момент, когда у него что-то получается, он не вспыхивает гордостью – «Я сделал это!», а бежит к нам с вопросом «Тебе нравится?»
            У детей снижается мотивация
            Когда ребенка хвалят за личные качества после успешно выполненного задания («ты такой умный», «ты молодец» и т.д.), он испытывает трудности при выполнении последующих заданий. Об этом свидетельствуют результаты исследований, которые провела американский психолог Кэрол Двек в двенадцати школах Нью-Йорка при участии более 400 школьников. Во время исследования школьникам предлагали пройти тест, состоящий из головоломок. После того как ребенок выполнял задание, его хвалили. Одну половину детей хвалили за умственные способности: «Ты хорошо в этом разбираешься», а другую половину – за проявленные усилия: «Ты, должно быть, очень старался».
            Затем ученикам предлагали выбрать один из двух следующих тестов. О первом тесте говорили, что он достаточно сложный, другим тестом было задание, похожее на первое. В результате, те дети, которых похвалили за усилия, выбрали более сложный тест. А те дети, которых хвалили за умственные способности, в основном выбрали более простое задание.
            К пяти пунктам Альфи Кона я бы добавила еще два. Оценочные суждения «молодец», «умница», «какой ты хороший», высказываемые в момент правильного (с точки зрения взрослых) поступка ребенка нарушают принцип безусловного принятия. Ребенок осознает, что он хороший только в те моменты, когда он сделал то, что понравилось родителям. «А если буду делать по-другому, то буду плохим», – думает он. Ребенку начинается казаться, что любовь родителей постоянно нужно завоевывать, а любить они могут лишь за хорошее поведение.
            Также часто с помощью слов похвалы родители стараются изобразить свою заинтересованность в деятельности ребенка. Иногда брошенное, не глядя на рисунок, слово «молодец» может восприниматься как «да, я вижу, что ты там что-то нарисовал, но не мешай мне сейчас», а значит, поселит в душе ребенка недоверие к словам взрослого.
            Итак, мы выяснили, что похвала имеет не только положительные, но и негативные последствия. Должны ли мы теперь полностью отказаться от одобряющего слова в адрес своего ребенка? Конечно, нет! Искренние слова одобрения важны и необходимы, и было бы не правильно сдерживать свои эмоции, когда вы, действительно, радуетесь успехам своего ребёнка, но формы похвалы и одобрения вполне реально разнообразить.
            Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?
            1. Не сказать ничего
            Этот подход очень созвучен с методикой Монтессори. Мария Монтессори писала о том, что по своей природе ребенок не нуждается в похвале. В нем заложено стремление познавать и создавать, и похвала никак не может повлиять на его внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не искалечен постоянными оценками со стороны родителей. В классах Монтессори вообще не принято хвалить, и дети к этому быстро привыкают и осваивают умение самостоятельно оценивать свой результат. В большинстве материалов и учебных пособий в Монтессори-среде заложен контроль ошибок – это означает, что ребенок может сам проверить себя, свериться с образцом. Это избавляет детей от необходимости каждый раз обращаться к педагогу с вопросом, правильно ли он выполнил задание. Педагоги, в свою очередь, практически полностью избегают оценочных суждений действий ребенка.
            2. Обозначить свое присутствие взглядом или жестом
            Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если ребенок обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, то вы с любовью смотрите на него в ответ, или касаетесь рукой, обнимаете. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом – о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает.
            3. Скажите ребенку о том, что видите: «Какие красивые цветы ты нарисовал!», «Ты сам надел ботинок!», «Кошке приятно, что ты ее погладил, она даже подставляет тебе шею!» Ребенок не нуждается в оценке, ему важно знать, что вы видите его старания.
            Сторонники такого подхода всемирно известные эксперты в области общения с детьми А. Фабер и Э. Мазлиш рекомендуют так хвалить ребенка за положительные поступки. Если, например, малыш съел весь суп, то можно сказать «вот это я понимаю здоровый аппетит!». Если убрал игрушки на место – «в комнате идеальный порядок!». Тем самым, вы не только выскажете слова одобрения детскому поступку, вы заглянете в его суть, а также покажете, что уважаете старания ребенка.
            4. Спросите ребенка о его работе: «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?» Своими вопросами вы подтолкнете ребенка на размышления о своих трудах и поможете научиться самостоятельно оценивать свои результаты.
            5. Выражайте похвалу через призму своих чувств
            Сравните две фразы «Отлично нарисовано!» и «Мне очень нравится, как ты нарисовал этот корабль!» Первая – абсолютно безлична. Кем нарисовано, что нарисовано? Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе ребенка, отмечая моменты, которые вам особенно понравились.
            6. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия
            Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто», вместо «Какой ты у меня чистюля!»
            7. Хвалите усилие, а не результат
            Отмечайте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!» Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто.
            Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка довольно широк и уж точно не сводится к стандартным оценочным суждениям. Значит ли это, что родители совсем должны отказаться от слов «молодец», «хорошо», «отлично». Конечно, нет. Было бы неправильно сдерживать себя в те моменты, когда действия ребенка вызывают у вас яркие позитивные эмоции. Но все же есть один из самых разумных доводов в пользу того, чтобы расширить диапазон способов похвалить ребенка – это возможность лишний раз сказать ему о своих чувствах.

источник:[club41340374|Сообщество "Я - СЛАВЯНКА"], (фейсбук).

 

 

 

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Как не вырастить наркомана и алкоголика.

            Мировоззрение и отношение к жизни у человека закладывается в возрасте от трех лет.  Очень важную роль в его становлении играет эмоциональная атмосфера, царящая в семье. Если родители (особенно мама или лицо, ее заменяющее) счастливы, спокойны, доброжелательны и способны в полном объеме оказать необходимую заботу и внимание своему малышу, то ребенок будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Он будет расти с пониманием того, что у взрослых все под контролем и ему ничего не угрожает и можно доверять миру и людям. У детей из таких семей формируется правильная осторожность и умение позаботиться о себе. На основании этого формируется кругозор, обширные интересы и общий интеллект, то есть начинает формироваться направленность личности.

            Еще одним условием счастливого детства и дальнейшей счастливой жизни является  удовлетворение потребности в радости. Но эта радость должна быть трезвой, искренней и адекватной возрасту. Но никакие формальные «детские праздники» не дадут детям любви к жизни. Дети – это уникальные «детекторы лжи, их никто и ничто не способно обмануть, потому что они не думают, они чувствуют.

            Несмотря на мощное информационное давление со стороны телевидения, интернета, СМИ, более сильное влияние на формирование мировоззрения детей и подростков имеют родители, бабушки и дедушки. Конечно при том условии, что на протяжении всего предыдущего этапа развития личности подростков эти люди проявляли искренний интерес и разумную любовь и  заботу о своих детях.

            Это влияние близких взрослых на своих детей можно и нужно использовать для того, чтобы не вырастить человека с разного рода зависимостями.
Вот десять способов, которыми Вы можете использовать свое влияние:
1. Начало: Никогда не рано препятствовать тому, чтобы Ваши дети пробовали наркотики и алкоголь .
2. Контакт: Наладьте коммуникацию внутри семьи и делайте как можно больше вещей  всей семьёй:  обедайте, читайте вместе, играйте в игры, ходите в церковь ит.д.  Покажите, что весёлое времяпровождение не требует наркотиков.
3. Слушайте: Проявляйте активный интерес к тому, что происходит в жизни Вашего ребенка. Вникайте в его заботы и проблемы. Будьте любопытным родителем. Знайте всё: что они, где они и с кем они. Знайте кто их друзья.
4. Обучение: объясняйте Вашим детям очевидные факты о том, как наркотики могут повредить им и разрушить их мечты.
5. Забота: Проводите по крайней мере несколько минут каждый день, говоря и показывая Вашим детям, что Вы заботитесь о них. Объясните своему ребенку, что Вы всегда для него рядом и готовы помочь, чтобы не случилось.  Расширенная семья, т.е наличие бабушек и дедушек, других значимых в жизни детей взрослых  играет важную роль в жизни ребенка.
6. Наблюдение:  Будьте внимательны и бдительны к физическому и психическому состоянию ребенка. Замечайте  предупредительные знаки, что у Вашего ребенка может развиться проблема с наркотиками и алкоголем, чтобы он получил помощь прежде, чем проблема ухудшится. Ваш педиатр может помочь.
7. Изучение: Дети сегодня искушены как никогда. Чтобы объяснить Вашему ребенку об опасности наркотиков, Вы должны сначала обучить себя. Во многих случаях, Вы и Ваш ребенок можете учиться вместе бок о бок. Сядьте вместе и узнайте о фармацевтическом положении рисков.
8. Установление Пределов: устанавливая пределы приемлемого поведением, Вы показываете Вашим детям, что Вы о них заботитесь, и помогаете вести их к более безопасному будущему без наркотиков и другого рода зависимостей. Будьте последовательны.
9. Активность: Будьте активны в Вашем окружении. Гарантируйте, что улицы Вашего квартала, детские площадки и школы безопасны и на их территории нет наркотиков. Начните или присоединитесь к общественным движениям против употребления наркотиков . Станьте активным.
10. Лидерство: Молодые люди больше обращают внимание на Ваши действия, а не нравоучения. Не просто говорите правильные вещи, а  делайте правильные вещи. Служите личным примером. Если у Вас проблемы с наркотикам, обратитесь за помощью.
            Не отчаивайтесь, если Вам кажется, что Вы допустили какие-то воспитательные ошибки и промахи. Человеческая психика во обще, а детская особенно обладает огромным потенциалом к восстановлению и совершенствованию. Даже если Вы что-то и просмотрели, начните сегодня же исправлять это своей любовью и заботой, пока еще есть время.

Желаем Вам успеха!

 

 

Юлия Гиппенрейтер о причинах возникновения негативных чувств

            Гиппенрейтер Юлия Борисовна - известный российский психолог, профессор МГУ. Ее книги по детской психологии стали отечественными бестселлерами.

             Поговорим о неприятных эмоциях — гнева, злобы, агрессии. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они — постоянные причины конфликтов, порой, материальных разрушений, и даже войн.

            Изобразим «сосуд» наших эмоций в форме кувшина. Поместим гнев, злобу и агрессию в самой верхней его части. Тут же покажем, как эти эмоции проявляются во внешнем поведении человека. Это так, к сожалению, знакомые многим обзывания и оскорбления, ссоры, наказания, действия «назло» и т.п.

Ю.Б. Гиппенрейтер о причинах возникновения негативных чувств

            Теперь спросим: а отчего возникает гнев? Гнев — чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида.

            Итак, мы можем поместить переживания боли, обиды, страха, досады под чувствами гнева и агрессии, как причины этих разрушительных эмоций (II слой «кувшина»).

            При этом все чувства этого второго слоя — страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правило, из?за боязни унизиться, показаться слабым. Иногда же человек и сам их не очень осознает («Просто зол, а почему — не знаю!»).

             Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства. Наверное, вам не раз приходилось слышать, как отец наставляет мальчика: «Не реви, лучше научись давать сдачи!» 

Отчего возникают «страдательные» чувства? Причина возникновения боли, страха, обиды —в неудовлетворении потребностей.

            Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности и т.п. Это так называемые органические потребности. Они очевидны, и о них мы не будем сейчас говорить.

            Сосредоточимся на тех, которые связаны с общением, а в широком смысле — с жизнью человека среди людей.

            Вот примерный (далеко не полный) перечень таких потребностей:

Человеку нужно:

            - чтобы его любили, понимали, признавали, уважали;

            - чтобы он был кому?то нужен и близок;

            - чтобы у него был успех — в делах, учебе, на работе;

            - чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться,  

             уважать себя.

            Если в стране нет экономического кризиса или тем более войны, то в среднем органические потребности более или менее удовлетворяются. А вот потребности только что перечисленные, всегда находятся в зоне риска!

            Человеческое общество, несмотря на тысячелетия своего культурного развития, не научилось гарантировать психологическое благополучие (не говоря уже о счастье!) каждому своему члену. Да и задача это сверхсложная. Ведь «счастливость» человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает. И еще — от эмоционального багажа, накопленного в детстве. 

            К сожалению, обязательных школ общения у нас еще нет. Они только зарождаются, да и то — на добровольных началах.

            Итак, любая потребность из нашего списка может оказаться неудовлетворенной, и это, как мы уже сказали, приведет к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям.

            Возьмем пример. Предположим, человеку крупно не везет: одна неудача следует за другой. Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, может быть, самоуважении. В результате у него может появиться стойкое разочарование в своих силах или депрессия, или обида и гнев на «виновников».

            И так обстоит дело с любым негативным переживанием: за ним мы всегда найдем какую?нибудь нереализованную потребность.

            Снова обратимся к схеме и  посмотрим, есть ли что?нибудь, что лежит ниже слоя потребностей? Оказывается, есть!

            Бывает, при встрече мы спрашиваем друга: «Ну как ты?», «Как жизнь вообще?», «Ты счастлив?» — и получаем в ответ «Ты ведь знаешь, я — невезучий», или: «У меня всё хорошо, я — в порядке!»

            Эти ответы отражают особого рода переживания человека — отношение к самому себе, заключение о себе.

            Понятно, что подобные отношения и заключения могут меняться вместе с обстоятельствами жизни. В то же время в них есть некий «общий знаменатель», который делает каждого из нас скорее оптимистом или пессимистом, больше или меньше верящим в себя, а значит, более или менее устойчивым к ударам судьбы.

            Психологи посвятили много исследований подобным переживаниям себя. Они называют их по?разному: восприятием себя, образом себя, оценкой себя, а чаще — самооценкой. Пожалуй, наиболее удачное слово придумала В. Сатир. Она назвала это сложное и трудно передаваемое чувство чувством самоценности.

            Ученые обнаружили и доказали несколько важных фактов. Во?первых, они открыли, что самооценка (будем пользоваться этим более привычным словом) сильно влияет на жизнь и даже судьбу человека.

            Другой важный факт: основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители.

            Общий закон здесь прост: Положительное отношение к себе — основа психологического выживания.

            Базисные потребности: «Я любимый!», «Я хороший!», «Я могу!».

            На самом дне эмоционального кувшина находится самая главная «драгоценность», данная нам от природы — ощущение энергии жизни. Изобразим ее в виде «солнышка» и обозначим словами: «Я есмь!» или более патетично: «Это Я, Господи!»

            Вместе с базисными стремлениями оно образует первоначальное ощущение себя - чувство внутреннего благополучия и энергию жизни!"

            

 

Copyright © 2018.
Детско-юношеского центра «Гелиос»