ДЮЦ Гелиос
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «Гелиос»
г.Ковров, Владимирская область
Версия для слабовидящих
 
ДЮЦ   «Гелиос»
Главная Сведения об образовательной организации
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности среднемесячная зарплата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера Образовательные стандарты Структура и органы управления образовательной организацией Образование Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав Основные сведения Документы Стипендии и иные виды материальной поддержки Платные образовательные услуги Финансово-хозяйственная деятельность Вакантные места для приема (перевода)
Наши достижения
Наш опыт
Служба психолога
Детская общественная организация «Детский Парламент»
Фотогалерея
Гостевая книга
Наша семья Информация о закупках
Социальный паспорт ДЮЦ «Гелиос»
Отчеты самообследования учреждения
Отчеты о деятельности ДЮЦ «Гелиос»
История образовательного учреждения информация для родителей Независимая оценка качества образовательной деятельности Электронная приемная
Видеозаписи

Служба психолога

НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

     

            Елисеева Ирина Владимировна имеет высшее психолого-педагогическое  образование (ВГПУ). Стаж работы 17 лет. Занимает должность педагога – психолога ДЮЦ «Гелиос», имеет высушю квалификационную категорию.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Социально – психологическая служба муниципального учреждения дополнительного образования Дюц “Гелиос”  была  создана  в 2000г. для психодиагностики раннего проявления антиобщественного поведения, оказания помощи детским клубам по месту жительства и семьям в воспитании, устранении причин социальной и психологической дезадаптации, оказании методической поддержки и практической помощи педагогическим работникам.

На данный момент цель работы  социально-психологической службы -  создание условий  для комплексной социально-психологической помощи и поддержки воспитанникам, посещающим детские клубы по месту жительства и их семьям; оказание методической и практической  помощи педагогам в организации  педагогического процесса.

Социально-психологическая служба строит свою работу по утвержденному плану и в соответствии с основными направлениями: психодиагностка, психокоррекция, психопрофилактика, психоконсультирование, психопросвещение.

Педагоги – психологи участвует в разработках и реализации социальных программ и проектов ДЮЦ «Гелиос», направленных на развитие социальных инициатив, профилактику отклоняющегося поведения в подростково-молодежной среде, интеграцию и успешную социализацию воспитанников Центра.

        

Социально-психологическая служба ДЮЦ «Гелиос» тесно взаимодействует с Комитетом  по культуре, туризму, молодежной политике, семье и детству администрации г. Коврова, с учреждениями   культуры   и   спорта,   молодежными   общественными организациями, СОШ и СМИ, центром Медицинской профилактики, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г.Ковров.

         Все это, по нашему мнению, поможет привлечь внимание детей, подростков и их родителей к актуальной проблеме,  с целью предупреждения  пагубного пристрастия.  

КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА

            Часто можно наблюдать, как на детских площадках мамы или папы бурно выражают эмоции, высказывая одобрение деятельности ребенка. Построил куличик – «молодец!». Забрался на горку – «молодец!». Скатился с горки – «молодец!» и бурные аплодисменты.

            Такое поведение хорошо выдает родителей – сторонников теории «хвалите чаще и больше, и тогда ребенка в жизни ждет успех», которая часто встречается в популярной литературе по детской психологии. Порой сказывается и отсутствие или недостаток похвалы у самих родителей в детстве и они, захваливая своего ребенка, пытаются возместить этот ущерб.
            Для начала каждому родителю следует разделить понятия – похвала, поддержка, одобрение, ласка и безусловное принятие. Все это взаимосвязанные вещи, но отнюдь не одно и то же. И нет надобности объяснять, что слово «молодец» не способно заменить слова «люблю», «понимаю», «радуюсь», «вижу». А, к сожалению, иногда заменяет.
            Существуют негативные стороны чрезмерной похвалы.
Ребенок подсаживается на похвалу
            Когда мы слишком часто высказываем нашу оценку действиям ребенка («хорошо», «молодец», «правильно»), он привыкает ориентироваться только на нее. Ребенок ждет нашей реакции, при этом не обращает внимания на собственное отношение к своим успехам. Более того, становясь старше, ребенок все больше и больше будет испытывать потребность в постоянном одобрении своих поступков. Так постепенно формируется болезненная зависимость от мнения окружающих, которая проецируется и во взрослую жизнь. О том, что чрезмерная похвала становится зависимостью, пишет и Юлия Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?»
            Дети теряют интерес к процессу
            Их теперь интересует только результат, одобренный родителями. Привыкшие получать награду или одобрение за свои поступки, дети перестают делать что-либо ради самого дела. Они рисуют только для того, чтобы показать рисунок родным и услышать слова восхищения. А эмпатические качества – доброту, щедрость, заботу, сочувствие проявляют только для того, чтобы получить одобрение – «какой хороший и добрый мальчик!»
            Похвала становится средством манипуляции ребенком
            Используя слова «молодец», «здорово», «отлично» родители стремятся подкреплять положительные действия ребенка. Зная об этом или нет, мы применяем на практике метод позитивного подкрепления, основанный на теории, американского психолога-бихевиориста Б.Скиннера. В популярной литературе этот метод хорошо описан в книге Карен Прайор «Не рычите на собаку!» Смысл позитивного подкрепления заключается в том, чтобы после каждого положительного поступка поощрять объект нашего воздействия, пусть то будет ребенок, муж или собака. Т.е. когда кот точит когти в нужном месте, мы тут же его хвалим или даем лакомство, и в будущем это действие начинает ассоциироваться у животного с приятными последствиями, и происходит закрепление правильного поведения. Таким образом, метод положительного подкрепления работает и в отношении людей.
            Проблема заключается в том, что зачастую мы, взрослые, не отдаем себе отчета, разумно ли ожидать определенного действия от маленького ребенка. Например, за то, что ребенок бегает в помещении – мы одернем его, а за то, что тихо сидит на стуле – похвалим. Но, задумываемся ли мы о том, как же сложно малышу усидеть на месте, как это неестественно для него и возможно даже мучительно. Большинство детей готовы идти на любые жертвы лишь бы завоевать одобрение со стороны родителей. Тогда в голове малыша возникает некоторое противоречие – «это желаемое, но не одобрено, а значит плохо», хотя объективно ничего плохого в этом может и не быть.
Дети перестают радоваться своим успехам
            Когда в момент успеха ребенка мы в ту же секунду радостно вскрикиваем «Умница!», мы лишаем ребенка возможности самому проявить радость за свой успех, как бы отнимаем у него эту прерогативу. Тем самым мы обесцениваем его мнение. И чем чаще это происходит, тем реже ребенок испытывает потребность в желании поделиться своей радостью. А зачем? Ведь рядом всегда найдутся те, кто сделает это за него. И в тот момент, когда у него что-то получается, он не вспыхивает гордостью – «Я сделал это!», а бежит к нам с вопросом «Тебе нравится?»
            У детей снижается мотивация
            Когда ребенка хвалят за личные качества после успешно выполненного задания («ты такой умный», «ты молодец» и т.д.), он испытывает трудности при выполнении последующих заданий. Об этом свидетельствуют результаты исследований, которые провела американский психолог Кэрол Двек в двенадцати школах Нью-Йорка при участии более 400 школьников. Во время исследования школьникам предлагали пройти тест, состоящий из головоломок. После того как ребенок выполнял задание, его хвалили. Одну половину детей хвалили за умственные способности: «Ты хорошо в этом разбираешься», а другую половину – за проявленные усилия: «Ты, должно быть, очень старался».
            Затем ученикам предлагали выбрать один из двух следующих тестов. О первом тесте говорили, что он достаточно сложный, другим тестом было задание, похожее на первое. В результате, те дети, которых похвалили за усилия, выбрали более сложный тест. А те дети, которых хвалили за умственные способности, в основном выбрали более простое задание.
            К пяти пунктам Альфи Кона я бы добавила еще два. Оценочные суждения «молодец», «умница», «какой ты хороший», высказываемые в момент правильного (с точки зрения взрослых) поступка ребенка нарушают принцип безусловного принятия. Ребенок осознает, что он хороший только в те моменты, когда он сделал то, что понравилось родителям. «А если буду делать по-другому, то буду плохим», – думает он. Ребенку начинается казаться, что любовь родителей постоянно нужно завоевывать, а любить они могут лишь за хорошее поведение.
            Также часто с помощью слов похвалы родители стараются изобразить свою заинтересованность в деятельности ребенка. Иногда брошенное, не глядя на рисунок, слово «молодец» может восприниматься как «да, я вижу, что ты там что-то нарисовал, но не мешай мне сейчас», а значит, поселит в душе ребенка недоверие к словам взрослого.
            Итак, мы выяснили, что похвала имеет не только положительные, но и негативные последствия. Должны ли мы теперь полностью отказаться от одобряющего слова в адрес своего ребенка? Конечно, нет! Искренние слова одобрения важны и необходимы, и было бы не правильно сдерживать свои эмоции, когда вы, действительно, радуетесь успехам своего ребёнка, но формы похвалы и одобрения вполне реально разнообразить.
            Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?
            1. Не сказать ничего
            Этот подход очень созвучен с методикой Монтессори. Мария Монтессори писала о том, что по своей природе ребенок не нуждается в похвале. В нем заложено стремление познавать и создавать, и похвала никак не может повлиять на его внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не искалечен постоянными оценками со стороны родителей. В классах Монтессори вообще не принято хвалить, и дети к этому быстро привыкают и осваивают умение самостоятельно оценивать свой результат. В большинстве материалов и учебных пособий в Монтессори-среде заложен контроль ошибок – это означает, что ребенок может сам проверить себя, свериться с образцом. Это избавляет детей от необходимости каждый раз обращаться к педагогу с вопросом, правильно ли он выполнил задание. Педагоги, в свою очередь, практически полностью избегают оценочных суждений действий ребенка.
            2. Обозначить свое присутствие взглядом или жестом
            Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если ребенок обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, то вы с любовью смотрите на него в ответ, или касаетесь рукой, обнимаете. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом – о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает.
            3. Скажите ребенку о том, что видите: «Какие красивые цветы ты нарисовал!», «Ты сам надел ботинок!», «Кошке приятно, что ты ее погладил, она даже подставляет тебе шею!» Ребенок не нуждается в оценке, ему важно знать, что вы видите его старания.
            Сторонники такого подхода всемирно известные эксперты в области общения с детьми А. Фабер и Э. Мазлиш рекомендуют так хвалить ребенка за положительные поступки. Если, например, малыш съел весь суп, то можно сказать «вот это я понимаю здоровый аппетит!». Если убрал игрушки на место – «в комнате идеальный порядок!». Тем самым, вы не только выскажете слова одобрения детскому поступку, вы заглянете в его суть, а также покажете, что уважаете старания ребенка.
            4. Спросите ребенка о его работе: «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?» Своими вопросами вы подтолкнете ребенка на размышления о своих трудах и поможете научиться самостоятельно оценивать свои результаты.
            5. Выражайте похвалу через призму своих чувств
            Сравните две фразы «Отлично нарисовано!» и «Мне очень нравится, как ты нарисовал этот корабль!» Первая – абсолютно безлична. Кем нарисовано, что нарисовано? Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе ребенка, отмечая моменты, которые вам особенно понравились.
            6. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия
            Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто», вместо «Какой ты у меня чистюля!»
            7. Хвалите усилие, а не результат
            Отмечайте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!» Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто.
            Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка довольно широк и уж точно не сводится к стандартным оценочным суждениям. Значит ли это, что родители совсем должны отказаться от слов «молодец», «хорошо», «отлично». Конечно, нет. Было бы неправильно сдерживать себя в те моменты, когда действия ребенка вызывают у вас яркие позитивные эмоции. Но все же есть один из самых разумных доводов в пользу того, чтобы расширить диапазон способов похвалить ребенка – это возможность лишний раз сказать ему о своих чувствах.

источник:[club41340374|Сообщество "Я - СЛАВЯНКА"], (фейсбук).

 

 

 

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Как не вырастить наркомана и алкоголика.

            Мировоззрение и отношение к жизни у человека закладывается в возрасте от трех лет.  Очень важную роль в его становлении играет эмоциональная атмосфера, царящая в семье. Если родители (особенно мама или лицо, ее заменяющее) счастливы, спокойны, доброжелательны и способны в полном объеме оказать необходимую заботу и внимание своему малышу, то ребенок будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Он будет расти с пониманием того, что у взрослых все под контролем и ему ничего не угрожает и можно доверять миру и людям. У детей из таких семей формируется правильная осторожность и умение позаботиться о себе. На основании этого формируется кругозор, обширные интересы и общий интеллект, то есть начинает формироваться направленность личности.

            Еще одним условием счастливого детства и дальнейшей счастливой жизни является  удовлетворение потребности в радости. Но эта радость должна быть трезвой, искренней и адекватной возрасту. Но никакие формальные «детские праздники» не дадут детям любви к жизни. Дети – это уникальные «детекторы лжи, их никто и ничто не способно обмануть, потому что они не думают, они чувствуют.

            Несмотря на мощное информационное давление со стороны телевидения, интернета, СМИ, более сильное влияние на формирование мировоззрения детей и подростков имеют родители, бабушки и дедушки. Конечно при том условии, что на протяжении всего предыдущего этапа развития личности подростков эти люди проявляли искренний интерес и разумную любовь и  заботу о своих детях.

            Это влияние близких взрослых на своих детей можно и нужно использовать для того, чтобы не вырастить человека с разного рода зависимостями.
Вот десять способов, которыми Вы можете использовать свое влияние:
1. Начало: Никогда не рано препятствовать тому, чтобы Ваши дети пробовали наркотики и алкоголь .
2. Контакт: Наладьте коммуникацию внутри семьи и делайте как можно больше вещей  всей семьёй:  обедайте, читайте вместе, играйте в игры, ходите в церковь ит.д.  Покажите, что весёлое времяпровождение не требует наркотиков.
3. Слушайте: Проявляйте активный интерес к тому, что происходит в жизни Вашего ребенка. Вникайте в его заботы и проблемы. Будьте любопытным родителем. Знайте всё: что они, где они и с кем они. Знайте кто их друзья.
4. Обучение: объясняйте Вашим детям очевидные факты о том, как наркотики могут повредить им и разрушить их мечты.
5. Забота: Проводите по крайней мере несколько минут каждый день, говоря и показывая Вашим детям, что Вы заботитесь о них. Объясните своему ребенку, что Вы всегда для него рядом и готовы помочь, чтобы не случилось.  Расширенная семья, т.е наличие бабушек и дедушек, других значимых в жизни детей взрослых  играет важную роль в жизни ребенка.
6. Наблюдение:  Будьте внимательны и бдительны к физическому и психическому состоянию ребенка. Замечайте  предупредительные знаки, что у Вашего ребенка может развиться проблема с наркотиками и алкоголем, чтобы он получил помощь прежде, чем проблема ухудшится. Ваш педиатр может помочь.
7. Изучение: Дети сегодня искушены как никогда. Чтобы объяснить Вашему ребенку об опасности наркотиков, Вы должны сначала обучить себя. Во многих случаях, Вы и Ваш ребенок можете учиться вместе бок о бок. Сядьте вместе и узнайте о фармацевтическом положении рисков.
8. Установление Пределов: устанавливая пределы приемлемого поведением, Вы показываете Вашим детям, что Вы о них заботитесь, и помогаете вести их к более безопасному будущему без наркотиков и другого рода зависимостей. Будьте последовательны.
9. Активность: Будьте активны в Вашем окружении. Гарантируйте, что улицы Вашего квартала, детские площадки и школы безопасны и на их территории нет наркотиков. Начните или присоединитесь к общественным движениям против употребления наркотиков . Станьте активным.
10. Лидерство: Молодые люди больше обращают внимание на Ваши действия, а не нравоучения. Не просто говорите правильные вещи, а  делайте правильные вещи. Служите личным примером. Если у Вас проблемы с наркотикам, обратитесь за помощью.
            Не отчаивайтесь, если Вам кажется, что Вы допустили какие-то воспитательные ошибки и промахи. Человеческая психика во обще, а детская особенно обладает огромным потенциалом к восстановлению и совершенствованию. Даже если Вы что-то и просмотрели, начните сегодня же исправлять это своей любовью и заботой, пока еще есть время.

Желаем Вам успеха!

 

Разговор о выборе профессии в семье

         Ведущая профессиональная направленность формируется на основе биологической склонности, интересов и свойств личности. Изменения направленности на какой-либо вид деятельности, смена приоритетов обусловлены социальными факторами (воспитанием, общественными ценностями, востребованностью). Ориентироваться можно на следующие группы профессий:

Гуманитарная – работа направлена на социальные группы, сообщества, отдельных людей различного возраста; важно обладать способностью к контактам, выдержкой, спокойным доброжелательным отношением, развитыми речевыми способностями. Примеры профессии: менеджер, бригадир, врач, педагог и др.

Техническая – работа с различными видами техники; нужно развивать наглядно-образное мышление, умение работать с чертежами и собирать механизмы, иметь хорошие двигательные навыки. Примеры профессий: инженер, проектировщик, наладчик аппаратуры, сварщик, электрик и др.

Знаковая – работа с языками, цифрами, символами, формулами; необходима усидчивость, способность к абстрактному мышлению, к сохранению длительного и устойчивого внимания. Примеры профессий: экономист, программист, бухгалтер, переводчик и др.

Эстетическая – художественное отображение действительности, искусство. Требования: богатое и яркое воображение, художественный вкус, эстетическое восприятие. Примеры профессий: модельер, архитектор, стилист, дизайнер, визажист и др.

Биологическая – работа с природными явлениями, биологическими видами. Необходимые качества: наблюдательность, выносливость, знание общей и прикладной биологии, терпение, заботливость. Примеры профессий: кинолог, коневод, зоотехник, лесник, озеленитель и др.

 

         Профессиональную диагностику у специалиста целесообразно проводить в 14-15 лет – для выбора профиля образования и в 16-17 лет – для окончательного выбора профессии.

 

 

Шаги, которые может предпринять родитель , чтобы помочь ребенку в выборе профессии:

  1. Обратить внимание на преобладающие интересы:
  • Какие школьные предметы являются любимыми, а какие отвергаются и по каким причинам;
  • Проявляется ли какой-либо интерес к конкретной профессии(например, к профессии одного из родителей)
  • Какую литературу предпочитает, какие сайты посещает и т.д.
  1. Важным фактором выбора профессии являются также способности:
  • Какие способности проявляются в быту, в играх, в учебной деятельности;
  • Развивают ли свои способности и как (тренирует память, физическую подготовку, углубляет какие-то знания, навыки);
  • Совпадают ли интересы со способностями (полностью, частично, совсем не совпадают)
  1. Родители также могут выявить личные особенности:
  • Какие качества преобладают в структуре характера;
  • Какие качества необходимы для интересующей профессии;
  • Занимается ли самовоспитанием и что старается развивать;
  • Какие качества, по мнению самого подростка, у него выражены наиболее ярко.
  1. Следует периодически выяснять профессиональные намерения подростка (могут быть не окончательными до 17-18 лет):
  • Чем собирается заниматься после 9-ого класса;
  • Знает ли о требованиях избираемой профессии;
  • Что знает о содержании профессии, об условиях работы, учебы;
  • Уверен ли в своих силах и в осуществлении профессиональных планов;
  • Что может помешать этим планам и есть ли запасные варианты;
  • Как представляет перспективы своей профессиональной деятельности.

Ошибки при выборе профессии:

  1. Стереотипы.
  2. Мнения о престижности профессии.
  3. Выбор под влиянием товарищей – «за компанию».
  4. Перенос отношения к преподавателю на саму профессию.
  5. Увлечение внешней атрибутикой.
  6. Отождествление школьного предмета с профессией.
  7. Неспособность разобраться в своих личных качествах.
  8. Неправильная оценка своих физических возможностей.

 

 

 

 

Copyright © 2019.
Детско-юношеского центра «Гелиос»