ДЮЦ Гелиос
Муниципальное бюджетное образовательной учреждение
дополнительного образования детей
Детско-юношеский центр «Гелиос»
г.Ковров, Владимирская область
Версия для слабовидящих
 
ДЮЦ   «Гелиос»
Главная Сведения об образовательной организации Наши достижения
Наш опыт
Служба психолога
Детская общественная организация «Детский Парламент»
Фотогалерея
Гостевая книга
Наша семья Информация о закупках
Социальный паспорт ДЮЦ «Гелиос»
Публичный доклад руководителя
Отчеты о деятельности ДЮЦ «Гелиос»
информация для родителей Независимая оценка качества образовательной деятельности Электронная приемная
Видеозаписи
среднемесячная зарплата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера

Наш опыт

 

   Тема: «Воспитательное пространство детского клуба по месту жительства

 как условие воспитания социальной активности детей, подростков и молодежи»

 

 Автор: Грезина Людмила Васильевна, заведующая детским клубом «Костер» ДЮЦ «Гелиос»,

 педагог-организатор, педагог дополнительного образования, г. Ковров

 

  Актуальность опыта

  Нестабильность современного общества вызвала серьезные  проблемы в воспитании  и развитии подрастающего поколения. Современные социально-экономические условия в стране создали предпосылки негативного влияния окружающей среды на развитие подрастающего поколения. Среда, окружающая ребенка, имеет много отрицательных явлений, которые  для детей кажутся привлекательными и вызывают любопытство. И не всегда  семья, школа способны оградить их от этих влияний.

К тому же, отсутствие должного внимания со стороны общества к организации свободного времени детей, подростков и молодежи привело к негативным результатам: социально-правововой незащищенности, асоциальному поведению, неуверенности в собственной    востребованности, к повышенному уровню тревожности.

Проводимые исследования социально-психологической службы ДЮЦ «Гелиос» в 2009 году показали наличие высокого  уровня нейротизма:у воспитанников(33%),  и очень высокий у 67%, ребят. Все это приводит к  необходимости пересмотреть многое из некогда очевидных положений, касающихся организации досуга по месту жительства,  предложить самые различные формы и направления возможной деятельности, как детям, так и подросткам и молодежи, другим возрастным категориям населения.

  Сложившаяся ситуация потребовала создания  организационно-педагогической деятельности, направленной на создания воспитательного пространства ориентированного на  оказание психолого-педагогической помощи в развитии и раскрытии творческих способностей детей, их социальной активности.

Эта деятельность в настоящее время осуществляется в соответствии с основными положениями  Национальной   образовательной инициативы «Новая школа», направленной на модернизацию и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Клуб по месту жительства должен стать это центром взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Взаимодействие с ними способствует расширению воспитательного пространства и обеспечивает организации комплексного подхода к формированию социально активной личности. 

 

    Новизна опыта

Современный клуб по месту жительства  рассматриваться как пространство для реализации социально - ориентированных программ для молодежи, самоорганизации молодежных движений, оказания поддержки в решении проблем жизненного и профессионального становления молодого человека.

Клуб по месту жительства является социальным институтом культурного и нравственного воспитания, с одной стороны, и школой активности подрастающих граждан – с другой. В силу этих двух преимуществ, клуб обладает значительно большим воспитательным потенциалом, чем другие образовательные и социокультурные учреждения, деятельность которых связана с решением задач по воспитанию и развитию личности.

Новизна опыта заключается в расширении представлений о деятельности как необходимом факторе и условий развития воспитательного пространства (Н.Л.Селиванова, А.В.Мудрик, А.В. Гаврилин), позволяющего минимизировать негативное влияние окружающей среды и создания условий воспитания социально активной личности.

В клубе  эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы в них максимально учитывают особенности социума, положительно влияющие на эффективность воспитательного процесса.

 

  Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей опыта является создание взрослыми и детьми особого воспитательного пространства, формирующего позитивного взаимодействия с социумом, приобретения  подростками опыта социального проектирования, проектирования своего будущего. 

         Воплощением этой идеи является:

- социально-педагогическая поддержка и защита детства, развитие готовности к психологической и практической самозащите, самовоспитанию, самообразованию;

 - максимальное содействие социальной адаптации детей, формирование навыка противостояния асоциальным влияниям и увлечениям;

 - помощь в профессиональном определении подростков;

 - включение детей в создание воспитательного пространства на основе совместной деятельности с взрослыми: педагогами, родителями, жителями микрорайона.

 Осуществление этой идеи  возможно при  активном взаимодействии клуба по месту жительства с семьей и другими социальными институтами, заинтересованных в воспитании  социально-активной молодежи. В этом случае механизмом создания воспитательного пространства становится "со-бытие" детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность по его созданию.

 

  Условия реализации опыта

         Опыт по развитию социальной активности детей складывался в период 2004-2011 года на базе структурного подразделения  «Гелиос» ДЮЦ  детского клуба по месту жительства «Костер» города Коврова.

Детский клуб «Костер» посещают 130 детей в возрасте от 7 до 18 лет.    

Они проходят образовательные маршруты по направлениям: художественному - («Сольное пение», группа музыкально-эстетического развития «Солнышко», «Современный танец», «Волшебная палитра), экологическому - («Окно в мир», «Я познаю мир»), психолого-педагогическому - («Мой путь в профессию», «На линии дружбы»).

В создании опыта принимал участие педагогический коллектив структурного подразделения в количестве 4 человек

  Из них имеют:                              

 Образование – высшее 3 человека

                           среднее профессиональное   1 человек

 

 Квалификационную категорию – первую 2 человека

                                                        вторую 2 человек

 

 Педагогический стаж      от 5 до 10 лет   1 человек

                                         от 10 до 20 лет   2 человек

                                         более 20 лет   1 человек

 

         В ходе данного опыта были разработаны новые формы по совместной деятельности детей и взрослых в работе по созданию воспитательного пространства: 

  • привлечение родителей и жителей микрорайона к активному участию в жизни   клуба; 
  • социальное партнерство с организациями в целях расширения воспитательного пространства клуба;   
  • поддержка, продвижение и реализация молодежных инициатив;
  • привлечение воспитанников к участию в реализации детских социальных проектов клуба, ДЮЦ «Гелиос», акциях и социальных проектах общественных молодежных организаций города;  

участие активистов клуба в работе клубных слетов ДЮЦ «Гелиос», областных слетах лидеров клубов по месту жительства;

  • участие в создании информационного поля о деятельности и популяризации  социальной активности детей в клубах. продвижение и реализация молодежных инициатив.

 

     Научная основа опыта

В основу  теоретической базы опыта заложены идеи С.Т. Шацкого - первого организатора детского клуба для рабочих в России. Его идеи нашли свое развитие в педагогической деятельности А.С. Макаренко. В арсенале современных клубов – технологии социально-клубной работы, разработанных

основателем Фрунзенской коммуны  в Ленинграде И.П.Ивановым, современными клубными теоретиками-практиками Р.В. Соколовым и Мирошкиной М.Р.

Проблеме организации воспитательного  пространства, имеющего большое значение в развитии личности, посвящены работы ученых Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика, А.В. Гаврилина. Он понимает воспитательное пространство как "хронотопную среду совместного бытия, преобразованную всеми агентами воспитания в фактор интегрированного влияния на процесс развития и самореализации личности".

         Изучение и применение ряда  идей и  технологий   ученых-педагогов позволяют  определить главные пути организации деятельности организации воспитательного пространства клуба как фактора эффективного влияния на развитие социально активной личности. воспитанников 

          Опыт строился с учетом  имеющейся нормативно-правовой базы в сфере образования и воспитания:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Федеральный закон «Об основных  гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения РФ»
  • Закон РФ «Об общественных объединениях»
  • Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских

общественных объединений»

  • Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
  • правонарушений   несовершеннолетних»
  • Закон о молодежной политике во Владимирской области
  • Инструктивное письмо «О работе подростковых и молодежных клубов по

месту жительства граждан» 

  • Закон «Об административных правонарушениях во Владимирской области
  • Приказ Министерства образования РФ «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" (от 28.02.2000 № 619)

 

 

     Технология опыта

Микрорайон, в котором находится детский клуб «Костер»  имеет свои особенности: наличие неформальных объединений подростков, безработных  родителей  в семьях, отсутствие учреждений, выполняющих досуговые  функции для детей и молодёжи. Отсюда и социальный заказ, отражающий особенности социума и определяющий  содержание работы клуба по месту жительства в образовательной и досуговой деятельности.

           Следуя основному принципу дополнительного образования – избирательности и добровольности участия детей в деятельности и в целях обеспечения преимущественно индивидуальных потребностей ребёнка в выборе деятельности, детский клуб реализует образовательные программы экологического, художественного, психолого-педагогического направлений.  

Зачастую в основе выбора образовательной программы у ребенка лежит социально значимая цель, это подвигает его к осознанному усвоению знаний, содружеству с педагогом. Этому способствует различные формы организации совместной деятельности: различные виды  нетрадиционных занятий, создание и реализация  творческих проектов  на них.

Создание условий востребованности детской деятельности - есть предпосылка к развитию плодотворных творческих и партнерских отношений ребенка и педагога. По результатам исследований психологической службы учреждения 62% детей и 93% подростков посещают занятия в объединениях, основываясь на внутренней мотивации и интересе к занятиям, а 51% детей и подростков мотивирует свой интерес симпатией к педагогу.

Каждая из образовательных программ  имеет сове социализирующее начало, однако, две программы - «На линии дружбы» и  «Мой путь в профессию» на протяжении последних лет остаются  наиболее востребованными.  

Выбор профессии – это одна из сложнейших и ответственных, жизненно важных практических задач, которые приходится решать молодому человеку, потому-то современный рынок труда требует кадры высокой квалификации, инициативных, творческих, обладающих личностно-деловыми качествами людей, которые будут работать в условиях, не редко жесткой конкуренции. Занятия- тренинги, занятия - деловые игры наиболее эффективны и результативны в процессе усвоения  образовательного маршрута. В практике работы педагогов- использование такой формы работы, как организация ролевых игр.  оказания психолого-педагогической поддержке подростка  в  период его  активного жизненного поиска своего призвания. Найдя его,   становится более защищенным от стрессов и увереннее смотрит на мир.    (Приложение 1)

         Образовательная программа «На линии дружбы» ставит своей целью привлечение детей и подростков к организованной досуговой   деятельности через развитие в клубе детского самоуправления и оздоровление межличностных отношений в микросоциуме.    Дети обучаются коллективно-творческой деятельности в ходе которой развиваются  лидерские качества и  социальная активность так необходимые для успешной реализации личности в современных социально-экономических условиях. (Приложение 2)

         Продукт деятельности воспитанников этих двух объединений оказался наиболее востребован в деле укрепления детского клубного сообщества, потому, что он  «выносится» для его использования всеми воспитанниками в виде деловой игры, интересного досугового мероприятия:  дворового праздника, мероприятия общеклубного коллективного дела, акции «Малышок» и других.

Следует отметить, что одним из важных моментов руководителя клуба в управлении образовательно-воспитательным процессом является установка на организацию  взаимодействия всех педагогов, направленного на поиск форм работы на сближение детских коллективов.

  Поэтому в клубе сложилась традиция проведения совместных мероприятий детских объединений, на которых   обучающиеся знакомят друг друга со своими образовательными маршрутами; приглашают на творческие отчеты и концерты, организуют совместные выходы на  тематические выставки в музей, и городскую экологическую библиотеку, экскурсии.

 Психолого-педагогическое направление образовательных маршрутов объединений определило направление и воспитательной работе.

        Обучаясь способам и методам организации коллективного творческого дела в объединении, ребята стали проявлять самостоятельность в организации клубных мероприятий, что стало отправной точкой образования клубного самоуправления «Совет клуба». 

 

    Первые результаты работы по программе «На линии дружбы».

  • Сформирована устойчивая группа подростков-активистов, составляющих «ядро» клуба.
  • Произошла смена детского самоуправления. «Клубный городок» стал моделью детского самоуправления. 
  • «Встреча – общение» раздвинуло воспитательное пространство. Налажено межклубное общение. Нашими частыми гостями стали ребята из клубов «Факел», «Ровесник», «Огонек», «Звездный».

 

  В клубных мероприятиях постепенно снижалась роль взрослых и повышается ответственность подростков за интересную жизнь в клубном сообществе.

 Клубное самоуправление по инициативе ребят стало развиваться с учетом интересов детей, способов применения их способностей с проявлением инициатив, которые были привлекательны для ребят. (Приложение3)

 

   В 2005 году создан детский парламент ДЮЦ «Гелиос». И наши активисты вошли в его состав.

           Педагогический коллектив активно подключился к реализации социальных программ ДЮЦ «Гелиос», отмеченных грантами областного комитета по делам молодежной политике.   Детских клуб «Костер» становится опорной площадкой ДЮЦ «Гелиос» по их реализации.

 

   «Если рядом друзья» Создание волонтерских групп. Их деятельность направлена на привлечение с улицы детей и подростков  в клуб по месту жительства:

  •  первый опыт работы волонтеров в качестве руководителей объединений и вожатых в летнем лагере. Коллектив клуба наработал технологии по работе с волонтерами. Волонтеры  привлекли около 30 детей микрорайона к занятиям по    настольному теннису, «Будь здоров!», «Малышок».
  • наблюдается тенденция к увеличению числа подростков, посещающих клуб и принимающих активное участие в его деятельности. Вводится новая форма работы – ролевые игры. (Приложение 4) Совместная игровая деятельность, «примеривание» в ходе игры различных социальных ролей, командный дух игры – все это сплачивало ребят и формировало в них толерантное отношение к окружающим.  Совместное участие в этих играх соединили дворовые неформальные объединения «Восточка» и «Воркута» и подростки стали равноправнами, активными членами клубного сообщества.

 

    «САМИ». Содействие организации и оснащения клубного пространства для создания зоны свободного общения и предупреждения асоциальных проявлений в подростковой среде. 

  • Создаем клубное пространство. Подростки освоили алгоритм написания проекта (Приложение5) и создают свой первый социальный проект об организации зоны свободного общения  -  клубная гостиная «Палитра» и реализовывают его. Проект отмечен на межклубном   конкурсе в номинации «Самая гостеприимная». Воспитанники участвуют в реализации городского проекта «Уличный путь»; 
  • прошел дизайнерский конкурс по созданию единого проекта оформления клуба (появление «городка» на стенах клуба). Этот проект действует до сих пор;
  • налажены отношения по линиям: «Взрослые – взрослые», «Взрослые – подростки», «Подростки – подростки».

  

 «Дружный дом».

  • детский социальный проект - «Здравствуйте, соседи!» занял I место на межклубном конкурсе детских социальных проектов ДЮЦ «Гелиос»;
  • бригада подростков вместе с родителями самостоятельно сделала ремонт в клубе;   
  • вместе с жителями дома проводятся субботники. Они приняли участие в детском проекте «Зеленый двор» создали зеленую зону во дворе.

Соседство с детским клубом перестало быть раздражающим фактором для большинства жителей. Организация дворовых праздников с их участием, совместные трудовые десанты по уборке и благоустройству двора, внимательное отношение к жалобам со   стороны жителей, устранение их причин в значительной степени снизили уровень претензий к детскому клубу. 

Создана компания «ВиД» - «Взрослые и Дети» - родители активно включились в жизнедеятельность клуба.

 В сотрудничестве с родителями мы придерживаемся 3-х принципов:

  • Добровольности
  • Информативности
  • Обратной связи

         Соблюдение этих принципов, является залогом взаимного доверия и доброжелательности.

С самого начала учебного года мы стараемся донести до каждого родителя цели, задачи и содержание деятельности детских объединений и всего клуба. Ведь понимание его сути – первая ступень на пути к сотрудничеству. С этой целью проводятся «Дни открытых дверей», экскурсии по клубам, акция «У нас будет новичок!».

  Интересно и полезно бывает проследить вместе с родителями динамику развития ребенка, порадоваться его успеху. Родители в большинстве своем не равнодушны к клубной жизни детей и всегда готовы к сотрудничеству с педагогами.

Партнерская позиция, как известно, не возникает «с первого взгляда». Ее приходится формировать совместными усилиями.

В практике клуба открытые занятия для родителей, дни открытых дверей, выставки детских работ, благоустройство клуба, совместные праздники («Дочки – матери»), отчетные клубные мероприятия, совместное посещение городских выставок, фотоконкурсы, поддержка детских команд в конкурсах («Наш край»), «Посиделки за чашкой чая», активное участие на родительских собраниях, помощь в создании цветочных клумб,  социологические опросы, анкеты. (Приложкние 6)

В их отзывах о работе педагогов звучат слова благодарности за внимание к детям, оказание педагогической и психологической помощи им и их детям.

 

Программный подход к формированию социальной активности детей позволил организовать деятельность по созданию воспитательного пространства вышедшего за  рамки клубного сообщества, потому, что программы предусматривали не только участие нем педагогов, родителей и жителей микрорайона, но и организацию социального партнерства. Что дает установление социального партнерства?

В профориентационной деятельности педагогический коллектив сотрудничает с Центром занятости города Коврова. Это не только экскурсии обучающихся по ознакомлению с его деятельностью, но и трудоустройство подростков в течение всего года.

Образовательные учреждения микрорайона взаимодействуют с детским клубом по вопросам воспитания детей на договорной основе и совместного плана работы по различным направлениям воспитания детей. (Приложение 7)

В социальном паспорте клуба (Приложение 8) отмечается  особенность состояния социальной среды микрорайона явно недостаточной для организации полноценного досуга детей и подростков. И потому актуальным вопросом остается профилактика асоциального поведения детей. Партнерство  с   Центром медицинской профилактика города Коврова оказывает существенную  и квалифицированную помощь в деле профилактики   вредных привычек и зависимостей, пропаганде здорового образа жизни.

 В клубе в социально опасном положении числиться 5 детей, на учете в КДН – З человека, из неполных семей – 22 человека. Все они находятся под пристальным вниманием педагогов совместно с сотрудниками органов опеки, КДН и ОДН УВД.  

Связь с молодежными общественными организации города, участие в Детском парламенте ДЮЦ «Гелиос», участие в их акциях и проектах – это школа становления гражданской личности. Руководитель молодежного патриотического движения города Коврова Илья Черняев -  наш выпускник. Он депутат молодежного парламента Владимирской области.

Нашими друзьями – партнерами являются руководители ряда предприятий, понимающие проблемы детства и значимость работы педагогов детского клуба по месту жительства. Они частые гости в клубе. Они наши спонсоры.

Привлечение внимание СМИ города к организации работы с детьми в клубе служит укреплении его имиджа. Жители микрорайона узнают об участии воспитанников в городских акциях, их успехах и достижениях в городских конкурсах и соревнованиях, что безусловно настраивает на дружелюбное отношение к воспитанникам клуба.  (Приложение 9)

Таким образом, воспитательное пространство,  сформированное в результате активного взаимодействия родителей, педагогов, жителей  микрорайона, социальных партнеров в направлении воспитания детей, создает условия для развития у подрастающего поколения активной гражданской позициии, способности к саморазвитию и самореализации, социальной активности и   создания такого воспитательного пространства. Воспитательное пространство, созданное к клубе по месту жительства уменьшает риск отрицательного воздействия на ребенка неблагоприятных условий социализации и   окружающей социальной среды. (Приложение 10)

 

     

   Адресная направленность опыта

 

         Опыт работы может быть использован:

 

  • руководителями, педагогами дополнительного образования, социальными педагогами, педагогами-организаторами, психологами учреждений дополнительного образования,
  • организаторам досуговой деятельности клубов по месту жительства и других досуговых центров для детей, подростков и юношества.

 

         Опыт может быть рекомендован:

  • городским Комитетом по делам молодежи администраций в   организации работы с молодежью в клубах по месту жительства,
  • классным руководителям педагогам-организаторам, психологам для организации внеклассной работы в школе,

 

    Результативность опыта

 

  Социальная активность:

  • Организация  клубного самоуправления, инициирующего разработку и реализацию детских клубных проектов.
  • реализация детских социальных проектов на различных уровнях: клубном, межклубном, городском, и областном.
  • участие в работе Детского парламента ДЮЦ «Гелиос»
  • наглядно прослеживается рост численности воспитанников клуба

 

 

ГОДА

Количество

объединений

Количество воспитанников

 

% от общего числа воспитанников

 

 

2008 /2009

 

6

112

86%

 

2009 /2010

 

7

128

98%

 

2010 /2011

 

8

130

100%

 

2011 /2012

 

8

130

100%

 
  • Тематика детских проектов отражает широкий спектр направлений социальной деятельности, в которой воспитанники клуба принимают участие.
  • Цели и задачи детских проектов носят социально направленную деятельность на улучшение окружающей среды,  сферы человеческих взаимоотношений. Участие в реализации проектов формируют активную жизненную позицию, умение видеть и проектировать свое будущее.

 

 

 

Проекты воспитанников детского клуба

 

Кол-во

уч-ков

 

Проект клубной гостиной «Палитра» 2007

отмечен номинацией

«Самая гостеприимная гостиная»

 

 18

 

«Наши соседи» 1 место - клубный слет 2008

 

58

 

«Мосты и берега» 2009 год проект «Зеленый десант» - 1 место

 

Областной слет лидеров клубов по месту жительства

Клубный слет 2010 год 1 место в конкурсе проектов «Я президент»

 

28

 

 

10

 

Участие в проектах и акциях

 

 

 

Акция «У войны не женское лицо» 2009 год – 

 

15

 

Городской проект «Уличный путь» 2010

 

43

 

Городская акции «Зеленый десант» 2010 год

 

10

                                 

  «Брось курить!»  2011

 

10

                             

  «Подари улыбку детям» 2011

 

15

 

  • Анализ родительских отзывов на работу клуба по месту жительства показывает положительную оценку работы педагогического коллектива. Родители отмечают необходимость клуба по месту жительства, и расширения его услуг для детей.

 

 

Copyright © 2018.
Детско-юношеского центра «Гелиос»